Что такое теория мотивации Герцберга

Американский социальный психолог Фредерик Герцберг занимает почетное место среди самых влиятельных людей в сфере управления бизнесом. В свое время он создал теорию, согласно которой на рабочем месте каждого человека присутствуют факторы, вызывающие чувство удовлетворенности либо неудовлетворенности от деятельности. Основные принципы и теории, которые включает в себя мотивация Герцберга, кратко мы опишем прямо сейчас.

Исследование Герцберга

В 1959 году Фредерик Герцберг и его коллеги решили выяснить, почему люди довольны или недовольны своей работой, и, соответственно, как их восприятие влияет на производительность. В качестве «подопытных» были избраны две сотни инженеров и других работников из сферы производства лакокрасочных изделий.

Участники должны были рассказать о тех ситуациях, когда их работа им нравилась, и у них было желание продолжать свою деятельность, а также о тех, когда вовсе не хотелось ею заниматься.

Факторы, которые были названы людьми, разделились на две группы – вызывающие удовлетворение и вызывающие недовольство. В связи с этим все факторы были сгруппированы в две категории – гигиенические и мотивационные.
Фредерик Герцберг — создатель теории мотивации

Гигиенические факторы

Теория мотивации Герцберга выделила существование факторов здоровья или гигиенических факторов. Они имеют отношение ко всему, что окружает процесс работы. Эти факторы не способны в полной мере удовлетворить человека, но зато они прекрасно предупреждают чувство недовольства. То, есть при их отсутствии у работников предприятия вполне может возникнуть раздражительность и нежелание выполнять свою работу.

Перечислим эти составляющие:

  • Отсутствие опасности на производстве.
  • Уровень заработной платы.
  • Хорошие условия труда.
  • Оптимальный уровень температуры в помещении, освещенность.
  • Удобный график работы.
  • Возможность взять больничный.
  • Наличие выходных в праздничные дни.
  • Хорошие отношения в коллективе.

Казалось бы, все перечисленные моменты важны, и их наличие должно мотивировать человека делать свою работу быстрее и лучше. Именно поэтому многие работодатели, желая увеличить уровень мотивации сотрудников, повышают им зарплату. Вначале люди это оценивают, но потом новая заработная плата становится чем-то обычным, и воспринимается как гигиенический фактор. Люди устроены так, что их больше мотивирует осознание возможности иметь что-либо в будущем, чем иметь это прямо сейчас.

Все факторы Герцберг разделил на удерживающие на работе и мотивирующие к работе

Мотивирующие факторы

Мотивирующие факторы или мотиваторы направлены на увеличение уровня удовлетворения тем, чем занимается человек. Они больше связаны с конкретной деятельностью. Итак, к мотиваторам мы отнесем:

  • Успешное выполнение поставленных задач.
  • Признание в обществе.
  • Личный интерес к самой деятельности.
  • Возможность продвижения по карьерной лестнице.
  • Уровень ответственности и служебный статус.

Модель мотивации Герцберга говорит о том, что человеку очень важно слышать в свой адрес слова признания. Ему нужно знать, что его работа приносит пользу. Хороший руководитель должен понимать эту необходимость и постоянно мотивировать сотрудников путем приятных высказываний об их деятельности.

Возможность роста на работе является сильным мотиватором

Важно осознавать, что скучная и однообразная работа обычно не приносит никакого удовольствия. Гораздо приятнее в этом смысле является творческая, активная и разнообразная деятельность. Человек, занимающийся такой работой, хочет постоянно расти и развиваться, а также не позволяет себе опаздывать или прогуливать. Также многих людей мотивирует возможность получить более высокую должность или особый уровень ответственности.

Важно понимать, что отсутствие удовлетворения, не всегда говорит о недовольстве. Соответственно, нельзя сказать, что неудовлетворенного в плане мотивационных составляющих человека не устраивает все, что происходит на его рабочем месте.

Теория на практике

Теория не имеет смысла, если не уметь использовать ее на практике. Каждый работодатель, желающий улучшить производительность своего предприятия, может применить теорию мотивации. Для этого нужно сделать всего два шага.

Шаг 1. Убрать недовольство.

  1. Изменить политику работы компании, если она мешает комфортной работе.
  2. Контролировать деятельность эффективно, но ненавязчиво.
  3. Обеспечить достойную заработную плату немного выше среднего уровня.
  4. Сделать условия работы безопасными.
  5. Наладить отношения между сотрудниками.
Творческая и активная работа приносит большее удовлетворение

Шаг 2. Обеспечить удовлетворение.

  1. Дать возможность работникам ставить цели и достигать их.
  2. Обеспечивать людей новыми, неординарными заданиями.
  3. Давать шанс продвигаться и расти.
  4. Обеспечить возможности для обучения и продвижения.
  5. Признавать успехи и достижения людей. Не забывать хвалить, если действительно есть за что.
К каждому человеку нужно найти свой подход, ведь способы мотивации для каждого разные. Чтобы это понять, важно общаться с сотрудниками и сближаться с ними.
Руководители должны использовать теорию Герцберга на практике для улучшения производительности

Итоги и недочеты теории Герцберга

Проведенная Герцбергом работа получила признание во всем мире. На основании проведенных действий психолог сделал важные выводы:

  • Если гигиенические факторы на месте труда отсутствуют, работник будет недоволен своей работой. На них обращают внимание преимущественно тогда, когда они отсутствуют, ведь они часто принимаются как должное.
  • Мотивационные факторы имеют важное значение в ощущении удовлетворенностью работой. Но при этом их отсутствие недовольства не вызывает.

Как и любая теория, мотивация Герцберга имеет некоторые недочеты. Иногда бывает сложно провести границу между факторами здоровья и мотивации. Наведем и еще один пример – можно обеспечить потребность человека работать в команде с людьми, которые ему нравятся, но это не обязательно сможет улучшить производительность, а иногда даже ухудшит ее.

Как и любая теория, мотивация Герцберга имеет свои недочеты

Теория Герцберга стала отличной основой для развития работ других ученых. Они занимаются ее анализом и активно изучают процесс мотивации. Так как в теории существуют некоторые недочеты, работать есть над чем.

Двухфакторная мотивация Герцберга – это теория, которая должна активно применяться на практике. Учитывание ее аспектов руководителем предприятия значительно улучшит отношение сотрудников к их прямым обязанностям и, соответственно, увеличит производительность труда.

Ссылка на основную публикацию