Что такое школьная дезатаптация ребенка и причины ее появления

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет дезадаптация ребенка в школе. Вы узнаете, какие виды этого явления встречаются. Выясните, каковы признаки такой адаптации. Поговорим о причинах, действиях и мерах предосторожности.

Общие сведенияРасстроенная девочка сидит на полу. Рядом с ней школьный рюкзак

Различают три уровня процесса адаптации.

  1. Низкий. Характеризуется наличием отрицательного отношения к школе, полным отсутствием интереса к учебе, нарушением дисциплины, игнорированием заданий, отсутствием друзей.
  2. Средний. Хорошее отношение к учебе и школе, усвоение основного материала, дружба с одноклассниками.
  3. Высокий. Любовь к школе, быстрое усвоение материала, как основного, так и дополнительного, лидерские роли.

Школьная дезадаптация – процесс, который описывает образование неправильных механизмов адаптации к учебе и школе. Может иметь место нарушение поведения, проблемы по учебе, создание конфликтных ситуаций с одноклассниками.

Отсутствие адаптации к школьному процессу различными авторами именуется, как дидактогенный невроз — неспособность реагировать на определенные сложности, возникающие в школе. Проявляться он может агрессией без причины, страхом перед посещением школьного заведения, нежеланием посещать уроки, стоять у доски. Но такие крайности, как приступы агрессии и страх редко встречаются, чаще имеет место повышенная тревожность.

Рассматривают три формы данной дезадаптации.

  1. Невозможность управлять собственным поведением. Причинами этого явления являются ошибки в воспитании, когда нет ограничений в жизни ребенка. Чтоб побороть такую форму дезадаптации необходимо провести серьезную работу со всей семьей. Также важно, как поведет себя учитель.
  2. Невроз. Форма проявляется неспособностью справиться с противоречивостью между школьным и семейным «мы». Ребенок не способен переступить через границы общности своей семьи, как правило, это результат того, что родители на бессознательном уровне использовали своего отпрыска, когда у них возникали проблемы, для их решения. В такой ситуации не обойтись без психолога, понадобятся групповые занятия или семейная психотерапия.
  3. Невозможность соответствовать школьному темпу жизни. Чаще встречается у ослабленных деток. В такой ситуации не обойтись без работы с семьей и выбора оптимальной нагрузки для ученика.
  4. Отсутствие приспособленности к предметной стороне. Развивается при нехватке развития ребенка, отсутствия родительской заботы. Тут не обойтись без специального общения с ребенком, не исключено, что понадобится психолог.

Различают три категории проблем, связанных с адаптацией в школе:

  • с педагогом — ребенок не осознает его роль;
  • с одноклассниками — отсутствие контактов, невозможность работать в коллективе, как результат гиперопеки родителей;
  • с самим собой — наличие завышенной или заниженной самооценки из-за неправильного стиля воспитания ребенка.

По работе нам приходилось дважды переезжать. Поэтому моему ребенку пришлось сменить три школы. Он достаточно быстро проходил адаптацию в новом коллективе. Хотя иногда возникали проблемы при общении с одноклассниками, но эти трудности во время выявлялись и решались.

Почему возникает

Девочка стоит у доски с примерами, лбом прислоняется к ней
Наличие сложной программы может приводить к развитию школьной дезадаптации

Давайте рассмотрим причины школьной дезадаптации:

  • подавленность со стороны учителей или родителей, например, излишняя их опека — у ребенка появляется чувство стыда, страх перед неудачами и ошибками;
  • слабая психика, отсутствие познавательных процессов — у ребенка может иметься заниженная или завышенная самооценка, слабая память;
  • соматические расстройства, например, ослабленный иммунитет, физическая усталость, хронические заболевания;
  • специфический учебный процесс, например, слишком сложная школьная программа, углубленное изучение определенных предметов, ускоренные темпы изучения новых тем.

Характерные проявления

Один ученик схватил за голову другого, сидящего за партой
Вспышки беспричинной агрессии — характерное проявление школьной дезадаптации

У школьника с дезадаптацией возникают сложности с новым материалом, вследствие чего появляется плохая успеваемость, проблемы в общении с одноклассниками, отсутствие социальных контактов со взрослыми. При этом тормозится личностное развитие. Такие дети становятся инфантильными, они находятся под воздействием чужого влияния. Больше всего подвержены учащиеся младших классов, иногда и старшеклассники.

Так у учеников младшей школы на школьную дезадаптацию может указывать наличие следующих проявлений:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • перепады пассивности и активности;
  • прогулы школьных занятий;
  • регулярные жалобы на плохое самочувствие;
  • неуспеваемость.

Старшеклассникам свойственны такие проявления:

  • резкие всплески эмоций;
  • вспышки агрессии;
  • повышенная впечатлительность;
  • негативизм;
  • конфликты с окружающими;
  • протест;
  • изменения во внешнем виде, которые бросаются в глаза
  • нормальная успеваемость.

Методы корректировки

Девочка сидит за столом и что-то рисует
Арт-терапия

Если у ребенка возникли какие-то трудности в школе, необходимо моментально предпринимать какие-то действия, чтобы устранить возникшие проблемы. Важно установить контакт с самим малышом. Необходимо, чтоб у родителей с сыном или дочкой были созданы доверительные отношения, иначе они не смогут понять проблему, которая сформировалась у ребенка, а также не получится с ней справиться.

  1. Беседа. Если Вы хотите, чтобы ваш малыш Вам доверял, то нужно, как можно чаще с ним разговаривать, не игнорировать, когда он пытается заговорить. Помните о том, что любому человеку нужно живое общение. А если Ваш малыш достаточно стеснителен, то ему тем более не обойтись без него, ему нужно чувствовать себя значимым в этой жизни. Общаясь с ребенком, не стоит сразу задавать вопросы о том, что его беспокоит, для начала поговорить о чем-то другом, несущественном. Со временем малыш сам почувствует, что Вам можно доверять, раскроет себя, расскажет о наболевшем. Не нужно поторапливать его и преждевременно давать оценку происходящему.
  2. Арт-терапия. Родители могут предложить своему малышу нарисовать на бумаге то, что его сейчас беспокоит. В данной ситуации ребенок изобразит школу или свой класс. Важно не мешать ему при этом, пусть рисует все, что хочет, не отвлекайте его, пока рисунок не будет закончен полностью. Это очень важно, ведь это способ избавить малыша от повышенной тревожности.
  3. Обучаем ребенка общаться со сверстниками. Данный совет подходит, если у малыша имеются с этим трудностям. Не исключено, что ребенок просто стеснительный, ему тяжело заговорить с другими детьми, а может ему неинтересно находиться рядом с одноклассниками. Вам нужно понять, что для ученика очень важно быть внутри коллектива, а не за его границами. Поймите, что дезадаптация подрывает уверенность в себе, лишает сил. Ребенку крайне важно ощущать себя частью школьного сообщества. Поймите, если его в классе травят, то это серьезное испытание для неокрепшей психики. В такой ситуации очень важно повысить самооценку, поработать над его страхами.
  4. Проблемный предмет. Ситуация, если все причины дезадаптации кроются в предмете, который ребенку не дается. В данном случае необходимо найти репетитора, который смог бы подтянуть ребенка по этому уроку. Малыш должен ощутить, что трудности можно преодолевать, прикладывая определенные усилия. В данной ситуации недопустимо обвинять ребенка в том, что он плохо учится, что запустил материал, нельзя оставлять его наедине с этой проблемой. Вы должны понять, что подобные действия отобьют желание учиться в принципе.

Психолог при общении с ребенком обратит внимание на следующие моменты.

  1. Выяснит, какой является социальная среда ученика, какие условия его развития присутствуют, соберет полный анамнез всех вопросов, которые его волнуют. Будет оценено психофизическое развитие, учтутся индивидуальные особенности ребенка, будут проведены специальные тестирования, которые соответствуют возрасту ученика.
  2. Будет выявлен внутренний конфликт, который ведет к развитию кризисных ситуаций.
  3. Специалист разберется с факторами, которые влияют на возникновение проявлений дезадаптации.
  4. Будет составлена специальная программа коррекции, которая будет ориентирована на индивидуальные особенности конкретного ребенка.

Мера предосторожностиОбщение школьников

Давайте рассмотрим, что собой являет предупреждение школьной дезадаптации.

  1. Важно своевременно проводить определение психофизического состояния ученика.
  2. Крайне необходимо, чтоб ребенок отправлялся в первый класс в возрасте шести — семи лет. Это имеет большое значение.
  3. При поступлении в школу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, а также свойства его психики.
  4. Важно заботиться о гармоничном развитии ребенка. При появлении определенных сложностей, вовремя на них реагировать.
  5. При наличии у ребенка определенных особенностей, которые отличают его от других детей, необходимо отправлять его в специализированные классы и в учреждения, где могут проводиться лечебно-оздоровительные занятия.
  6. Если у ребенка существует склонность к развитию дезадаптации, необходимо проводить специальные тренинги с родителями и школьным психологом.

Теперь Вы знаете, что собой представляет дезадаптация учащихся. Родители должны понимать, что подобное явление способно сильно испортить жизнь школьнику, отбить желание учиться. Поэтому Ваша задача приложить максимальные усилия для того, чтобы предупредить развитие дезадаптации, помочь своему ребенку справиться с адаптацией в школе.

Ссылка на основную публикацию