Техники, приемы и виды активного слушания

Любой человек, взаимодействуя с другим, слушает его, но на практике нередко получается, что слушая собеседника, оппонент не воспринимает информацию. На смысл сказанного накладываются собственные эмоции, мысли и прочее. Техника активного слушания предполагает максимальное включение собеседника в разговор.

Данному навыку чаще всего обучают студентов психологических факультетов. На самом деле он важен и для других людей в любой сфере жизни. Активное слушание помогает установить доверительный контакт с собеседником и выстроить крепкие социальные связи. Предлагаем детально разобрать, что же это такое, какие виды техники приемы существуют и можно легко освоить этот навык.

Что такое активное слушание?

Активное слушание позволяет не отвлекаться в ходе беседы мысленно и не проецировать собственные мысли и интерпретации на человека

Этот процесс в своих трудах описывал американский психотерапевт Карл Роджерс. Правда, называется он немного по-другому – эмпатическое слушание. Это сложный коммуникационный навык, благодаря которому участники беседы максимально продуктивно взаимодействуют друг с другом.

Если уйти от классического определения, активное слушание (в дальнейшем АС) помогает:

  • точно понять мысли, которые пытался донести оппонент;
  • прочувствовать пережитые им эмоции;
  • посмотреть на ситуацию с его точки зрения, не давая при этом никаких собственных оценок и проекций.

Что дает подобный навык в жизни? Благодаря такому продуктивному разговору вы запросто можете:

  • направить собеседника в нужное вам русло;
  • оказать человеку помощь и поддержку;
  • перестраховать себя от получения недостоверной информации;
  • установить с собеседником прочный личный контакт;
  • избежать возможных конфликтов.

Виды АС

Важно удерживать контакт на уровне глаз

С видами активного слушания все достаточно просто. Они делятся по гендерным признакам и определяются, как мужское либо женское.

В мужском варианте такой формат восприятия информации предполагает точный сбор данных, наличие уточняющих вопросов в рамках беседе и активную рефлексию по ходу слушания.

Обычно мужским активным слушанием называют процесс взаимодействия, который встречается на конференциях, деловых встречах и переговорах.

Женское АС, в отличие от мужского, подразумевает максимальную эмоциональную вовлеченность. В ходе общения собеседник понимает, что в нем заинтересованы. Дополнительно он получает ответную эмоциональную реакцию, которую интерпретирует, как понимание его проблем.

Методы АС

Этот способ отлично помогает контролировать беседу в ходе переговоров

Методика активного слушания предполагает, что собеседник будет:

  1. Сопереживать человеку, то есть умеренно проявлять те же эмоции чувства, которые выражает оппонент.
  2. Сочувствовать и проявлять искреннее желание помочь человеку в решении его проблемы.
  3. Симпатизировать говорящему.

В такие моменты очень важно делать все искренне. Собеседника нужно выслушивать без оценочно и фактически ставить себя на его место.

Приемы активного слушания

В ходе активного слушания нельзя давать оценку и советы, если нет запроса на это с другой стороны

Если методология – это общая фабула того, как должны протекать разговоры в рамках активного слушания, то с конкретными приемами будет сложнее. Их нужно четко знать и понимать, что именно они дают в ходе беседы.

Используйте их, когда это действительно уместно. Обычно приемы изучаются в теории, а позже применяются на практике. Перейдем к конкретным примерам.

 Эхо

Слушая человека, рекомендуется периодически повторять последнюю фразу, но уже с вопросительной интонацией. Это создает ощущение, что его действительно слушают и в беседе заинтересованы.

Паузы

Необязательно в конце каждой паузы эхом отражать последнюю фразу говорящего. Иногда стоит вообще ничем ее не заполнять. В эти моменты собеседник переводит дыхание, анализирует сказанную им ранее информацию. Иногда он может сделать неожиданные для самого себя выводы либо перевести разговор на другой уровень с еще большей степенью доверия.

Уточняющие вопросы

Чтобы человек убедился в вашей заинтересованности, в ходе беседы ему нужно задавать вопросы Они нужны будут и вам, чтобы максимально точно понять картину описываемого.

Вопросы могут быть разного типа:

  • закрытые, когда предполагается краткий ответ «да» или «нет»;
  • открытые, когда человеку нужно дать ответ развернутым предложением или даже несколькими фразами.
Важно не перебивать собеседника и дать ему высказаться полностью.

Перефразирование

Этот прием хорош и для говорящего, и для слушающего. Обычно он начинается с фраз «Если я правильно вас понял…», «Другими словами…» и т.д. В этот момент тот, кто активно слушал, описывает донесенные до него сведения собственными словами.

У говорящего есть возможность поправить оппонента, если что-то было понятно не так или, наоборот, подтвердить, что собеседник воспринял услышанное правильно.

Резюмирование

Это тоже важный прием, но в отличие от перефразирования, итоги подводятся после целого, осмысленного блока информации.

Эмпатическое слушание

Пользуясь приемами активного слушания в обычной жизни вы сможете наладить отношения с близкими

Оно подразумевает под собой максимальное вовлечение собеседника по эмоциям и отражение чувств, которые транслирует говорящий. Такой эмоциональный контакт способствует доверию, а иногда позволяет управлять разговором. У эмпатического слушания также есть свои правила и приемы.

Невербалика

Вербальный контакт без соответствующей мимики и поз может создать ощущение обмана. Вовлеченность в разговор следует подчеркивать и невербаликой. Об интересе со стороны слушающего свидетельствуют:

  • слегка наклоненная голова;
  • прямой взгляд в глаза;
  • открытые позы.

Прием с тем, чтобы смотреть собеседнику в глаза в ходе активного слушания, очень важен и для того, кто применяет данную технику. Это позволяет не отвлекаться на посторонние предметы. Стоит отвести взгляд от глаз и перевести его на одежду, людей или предметы, находящиеся в помещении, мысли тут же убегают, что неправильно.

Отражение эмоций и чувств собеседника

Позы не должны быть закрытыми

Вы можете сделать это не только словами.

Повторение интонации

Очень часто, особенно в русском языке, одно и то же слово, сказанное с разной интонацией, может означать абсолютно противоположные вещи. Ловите интонации своего собеседника, и смело отзеркаливайте их в ходе беседы

Темп речи и дыхание

Во время активного слушания можно понять состояние собеседника по тому, насколько быстро он говорит, как часто дышит, запинается или нет.

Вы можете отзеркалить эти эмоции, при определенных условиях, либо, напротив, успокоить его, если оппонент сильно возбужден, говорит на повышенных тонах и часто дышит. Начните общаться с ним в более медленном темпе, приглушенным голосом и с ровным дыханием. С каждой фразой собеседник будет перенимать это. Так вы сможете его немного успокоить и направить беседу в конструктивное русло.

Подведем итоги

Активное слушание – это прием, который регулярно используется психологами в практике. Обучают ему вузах. На практике, он уместен и в обычной жизни:

  • в разговоре покупателя с продавцом;
  • в беседе представителя компании с клиентом;
  • в общении с детьми, мужем или женой;
  • во взаимоотношениях с родственниками или друзьями;
  • в коммуникация с партнерами.

Дав понять важным вам людям, что вы активно включены в разговор и понимаете их, вы сможете без труда наладить хорошие взаимоотношения.

Ссылка на основную публикацию