Что такое синдром дефицита внимания у детей и как его лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей представляет собой эмоциональный и поведенческий тип расстройства. Чаще всего он встречается у мальчиков. Как правило, во взрослом возрасте у большинства людей все проходит. После 20 лет СДВГ диагностируют примерно у 1% юношей и девушек.

Есть специалисты, которые вообще не считают это каким-либо отклонением от нормы, требующим коррекции. Споры на эту тему в научном сообществе еще ведутся. Родители детей с признаками СДВГ отмечают, что справляться с ними намного тяжелее, чем с сыновьями дочками не имеющими подобных проблем в поведении. Что же это такое и как бороться, если вы столкнулись с подобными симптомами, предлагаем разобраться дальше.

Симптомы

Дети не могут сосредоточиться и сконцентрироваться на выполнении стоящей перед ним задачи

Нарушение внимания. Это основной признак и проблема, от которой страдает сам ребенок. Ему очень сложно сосредоточиться на выполнении задач. Он легко реагирует на любые внешние раздражители, иногда даже ассоциативные, и очень быстро отвлекается.

Такого малыша сложно чему-либо обучить. Если эту проблему не решать, в дальнейшем могут возникнуть трудности с успеваемостью в школе. Ученик попадет в списки отстающих от программы одноклассников.

Гиперактивность. Это второй важный признак. Нервная система малыша, страдающего СДВГ, очень легко возбуждается. Ребенок не может усидеть на месте, он все время должен находиться в движении и активной деятельности. При этом сигналов переутомления нервная система не подает. Как итог, когда организм уже требует отдыха, у ребенка случаются истерики и вспышки агрессии.

Изучая признаки синдрома у детей, ученые пришли к интересному выводу: гиперактивность и агрессивное поведение больше характерны для мальчиков. У девочек, страдающих синдромом, чаще всего проявляется дефицит внимания.

Импульсивность. Это еще один сопутствующий признак. У детей словно стираются рамки и они живо реагируют на все, но не так как того требует ситуация, заданные условия либо окружение. Со стороны такие дети производят впечатление легкомысленных, невнимательных и очень беспечных.

Таких детей сложно угомонить

Ребенок может начать выполнять задание раньше времени, если оно сложное, бросить его, не доведя до конца. Он легко все забывает и не в состоянии спокойно усидеть на месте. Младшие школьники могут вставать посреди урока и ходить по классу, словно не замечая педагога.

В раннем возрасте заподозрить синдром дефицита внимания сложно. Обычно первые его признаки проявляются в период, когда сын или дочь учатся контролировать собственное поведение. Это возраст 5 – 6 лет, когда ребенка начинают обучать дополнительно в рамках подготовки к школе.

Последствия

В подростковом возрасте это может привести к асоциальному поведению.

Если вовремя не скорректировать поведение подобного ребенка, он в дальнейшем так и не научится полноценно контролировать собственные эмоции, управлять ими и сосредотачиваться на различных задачах.

В младшей школе дети просто отстают по учебе. В подростковом возрасте из-за импульсивности и гиперактивности они больше других склонны к асоциальному поведению. Они раньше остальных начинают пробовать запрещенные препараты, некоторые даже переступают черту закона, совершая мелкие правонарушения.

СДВГ — это поведенческий тип расстройства
Чем старше становится человек, тем реже у него проявляются подобные симптомы.

Во взрослом возрасте они сохраняются примерно у 1% населения. Таким людям сложно адаптироваться в социуме. Многие предпочитают не иметь с ними общих дел.

Причины

По мнению большинства ученых, основная причина появления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей – это наследственный фактор. Обычно в такой семье обнаруживается как минимум один родственник со схожими признаками поведенческого расстройства.

Еще один фактор, который может спровоцировать развитие СДВГ – это нарушение функции лобной доли коры головного мозга из-за:

  • употребления некачественных продуктов, богатых свинцом;
  • приема целого ряда пищевых добавок;
  • медикаментов;
  • неправильного образа жизни женщин во время беременности;
  • травм или асфиксии, полученных в ходе сложных родов.
Время, проведенное за гаджетами, нужно ограничить

Нередко подобные нарушения встречаются у детей, чьи семьи относятся к неблагополучным. Если ребенок находится в среде, где постоянно происходят конфликты, имеются люди, страдающие серьезными зависимостями, им не занимаются или наоборот, критикуют, унижают и наказывают, риск развития отклонений в поведении велик.

Лечение

Классического лечения, предусматривающего прием определенных медикаментов курсом, в данном случае нет. Лишь в редких ситуациях, когда дополнительно имеются проявления других расстройств, могут быть назначены препараты.

Выписывают медикаменты только врачи. Комплексно их не применяют. Обычно назначают один препарат, способный стабилизировать психоэмоциональное состояние несовершеннолетнего пациента. Если результата нет или он не такой, как предполагали специалисты, лекарство отменяют.

С детьми придется заниматься и дома

В данном случае медикаментозное лечение – это скорее исключение из правил. Обычно проводится коррекция поведения. Для этого с ребенком работают психологи и психотерапевты. Занятия ведутся не только в рамках кабинета либо школы. Обязательно осуществляется консультация с родителями, в ходе которой их обучают правилам поведения и поясняют, как выстраивать отношения и занятия с сыном или дочкой дома.

Если в анамнезе имеются родовые травмы и защемление нервов, могут назначить физиотерапию. В нее входит обязательный курс массажа воротниковой зоны, а также регулярные упражнения для укрепления мышц плечевого пояса. Все это снимает зажимы у основания шеи, способствует нормальному мозговому кровообращению и снижает внутричерепное давление.

Психолого-педагогическая коррекция

Физическую активность нужно направить в положительное русло

Стоящие перед ребенком учебные задачи обычно делятся на короткие процессы. Общее время выполнения задания не должно превышать 5 – 7 минут. Затем обязательно должен быть перерыв.

Задания родители и педагоги должны формулировать просто и понятно. За достижения ребенка хвалят. Если у него что-то не получается, на этом внимание никто не заостряет.

Дети с синдром дефицита внимания очень остро реагируют на негативную критику и отказываются позже выполнять что-либо.

Ребенку с СДВГ обязательно нужен очень четкий график дня со спокойными играми перед отходом ко сну.

Общесуточное время нахождения за гаджетом или телевизором сокращают, исходя из расчета 10 минут на каждый год жизни. Получается, что дошкольник не должен сидеть за планшетом или смартфоном дольше 1 часа в день.

Излишнюю активность ребенка следует направить в правильное русло. Рекомендуется заниматься спортом. Для этого стоит подобрать ребенку кружки и занятия, которые соответствуют его интересам.

Итоги

Синдром дефицита внимания доставляет проблемы не только родителям, но и детям. Они не способны усваивать информацию в объеме, который является нормой для их ровесников.

Для таких поведенческих расстройств характерно отставание в учебе, асоциальное поведение и прочее. Негативный сценарий возможен при отсутствии должной психолого-педагогической коррекции.

Ссылка на основную публикацию