Как научиться реагировать на оскорбления и агрессию людей

Вопрос, как реагировать на агрессию и оскорбления в современном обществе, всё более актуален из-за стресса на работе, огромного информационного потока, а также редкой возможности полноценно отдохнуть. В итоге, люди всё чаще начинают срываться на своих близких или просто окружающих.

Вариант отвечать на оскорбления симметрично некорректен. Если речь идёт о близких людях, следовать рекомендациям на сайтах и игнорировать происходящее, не получится. Предлагаем разобраться, в каких ситуациях не стоит реагировать на негатив, а в каких это обязательно нужно сделать, чтобы прийти к конструктивному диалогу с оппонентом.

Когда нельзя реагировать на оскорбления

Оскорбления всегда неприятны

Авторы некоторых вредных статей, отвечая на вопрос, как реагировать на оскорбления, объясняют, что нужно показывать вербальному агрессору собственную неуязвимость. Делать это предлагают с улыбкой. Некоторые пишут остроумные, по их мнению, фразы, которыми обязательно нужно дать отпор.

На самом деле эти рекомендации не работают. Оскорбление неприятно любому человеку. Это всегда видно, по лицу, взгляду, жестам или интонации. Реагировать на него или нет и как именно, зависит от ситуации.

Если речь идет о малознакомых людях либо лицах, находящихся в измененном состоянии сознания, действительно можно и нужно пройти мимо и никак не отвечать человеку.

Ответное оскорбление накаляет ситуацию

Намного сложнее, если это ваш близкий родственник или друг. В момент, когда он не контролирует собственные эмоции или находится в состоянии измененного сознания, любая ваша реакция, будь это саркастичная улыбка или «остроумное» оскорбление в ответ, могут вызвать у него новый виток негатива и агрессии. В таких случаях недалеко до рукоприкладства.

Вам придётся отвечать мягко. Нужно попытаться максимально уйти от конфликта, не провоцируя человека реакциями или замечаниями. Это нужно в первую очередь вам, в рамках сохранения жизни, нервов и здоровья.

Помните, что вы живой человек и прятаться за подобными масками смысла нет. Реагируйте на оскорбления адекватно ситуации.

Почему нельзя отвечать оскорблением на оскорбление

Женщины часто проявляют вербальную агрессию

Вступая в словесную перепалку, вы автоматически подпитываете конфликт. Выводя его на новый виток и пытаясь одержать победу с помощью собственного остроумия или же накопившейся внутренней агрессии, вы рискуете проиграть.

Не исключено, что запала и обидных слов и у вашего оппонента будет намного больше. При этом вы успеете наговорить лишнего и испортить свой собственный образ в глазах окружающих.

Позже, когда эмоцию улягутся, пострадает ваша самооценка. Вы будете смотреться в собственных глазах уже не так красиво. Это автоматически вызовет чувство вины и приведет к попыткам оправдать себя.

Как правильно реагировать на оскорбления и агрессию

Скрывать эмоции смысла нет

Предлагаем разделить подобные ситуации на несколько категорий и описать примерную стратегию поведения.

Оскорбления со стороны мужа или жены

Нередко бывает, что человек в порыве эмоций или под влиянием других ситуаций переходит на оскорбления, выказывая претензии, которые уже были озвучены ранее другими словами.

Попробуйте услышать рациональное зерно в сказанном. Если оно есть, решите конфликтную ситуацию. Сами на оскорбления не переходите.

Мужчина или женщина, когда эмоции улягутся, при отсутствии вербальной агрессии в ответ, поймут, что были неправы.

Если агрессия и подобные оскорбления для партнера являются нормой, вам в любом случае придется поговорить и объяснить, что такие слова задевают за живое. Делать это нужно в спокойного обстановке, после того, как эмоции улягутся, и партнер будет готов к диалогу.

Если мужчина или женщина в принципе агрессор по жизни и подобные конструктивные разговоры не приводят к желаемому результату, подумайте над тем, чтобы разъехаться. По возможности не общайтесь с данным человеком.

Такие же рекомендации применимы к близким родственникам, с которыми вам приходится взаимодействовать часто.

Близкие друзья

С близкими друзьями, позволяющими себе подобные выпады, можно попрощаться

Если вы слышите оскорбления со стороны человека, которому вы доверяли и проводили вместе достаточно много времени, стоит сразу озвучить, что сказанное вам неприятно. Если нет никакого конструктива, вы можете просто развернуться и уйти.

Позже, когда человек захочет пообщаться, объясните, что вас такой формат общения не устраивает. Дружить дальше или нет, будет зависеть от того, какими мотивами человек объяснит свое поведение и принесет ли он извинения за оскорбления.

Коллега по работе или начальник

В рамках рабочих отношений могут возникать конфликты, но переходить на личности нельзя

В данном случае всё сложнее. Человек может не испытывать перед вами никакого чувства вины за сказанные слова, особенно, если агрессия, оскорбления и такой формат общения являются для него нормой.

Свои границы обязательно нужно обозначить и напомнить, что вы в первую очередь коллеги. Права переходить на личности нет ни у кого. Если есть претензии к выполненной вами работе, пусть выскажется по ним.

Если ситуация не была единичной и конфликты продолжаются дальше, а возможности не пересекаться с человеком нет, обратитесь к вышестоящему начальству с просьбой разрешения данной ситуации.

Случайные люди

В случае с посторонними людьми, которые пытаются вас задеть, не стоит вовлекаться в ситуацию эмоционально. Помните, что случайные прохожие или комментаторы в социальных сетях играют в вашей жизни промежуточную либо сиюминутную роль.

Для любого нормального человека они не имеют никакой личностной ценности. Соответственно, реагировать на их оценку вашего поведения или внешности, не стоит.

Представители сферы обслуживания

Не бойтесь жаловаться на работников сферы обслуживания, если они позволяют себе хамство

Каждый человек в рамках обычной повседневной жизни в любом случае пересекается с работниками магазинов, транспорта, государственных органов и т. д.

Если вы вам нахамили, оскорбили или перешли на личности, вы имеете полное право отреагировать на подобную ситуацию. Делать это нужно не с ответной агрессией или оскорблением. Поинтересуйтесь у человека, по какой причине он себя так ведёт и почему позволил себе подобные слова в ваш адрес.

Если сотрудник компании не принесет извинения, вы имеете полное право вызвать вышестоящее начальство либо оставить соответствующие сообщения в книге жалоб.

Сейчас во многих компаниях есть горячие линии, которые отслеживают качество обслуживания. Вы можете позвонить по указанному номеру самостоятельно либо пообщаться с роботом после того, как вас обслужат, и высказать имеющиеся претензии.

Внутри компаний такие случаи всегда разбираются. Если поведение работника было на самом деле не корректным, он может получить выговор или лишиться премии.

Подведем итоги

Перед тем, как реагировать на агрессию и оскорбления здраво оцените контекст ситуации. Дайте понять человеку, что вам неприятно. Не переходите на оскорбления в ответ.

Если замечания справедливы, попытайтесь уладить конфликт, если нет – можете полностью прекратить общение с человеком.

На вербальную агрессию со стороны случайных в вашей жизни людей можно не реагировать вовсе.

Ссылка на основную публикацию