Особенности акцентуации характера в подростковом возрасте

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляют акцентуации характера у подростков. Вы узнаете, каковы особенности данного состояния. Выясните возможные причины возникновения акцентуаций. Поговорим о методах коррекции.

Особенности у подростков

Ноги подростков, сидящих на заборе

Как правило, все акцентуации начинают свое формирование уже в подростковом возрасте. Они проявляются в характере, наличием усиленной черты. Причиной всему излишняя импульсивность, неспособность контролировать собственные поступки, эмоции. Что характерно акцентуации диагностируются практически у всех подростков. Такой ребенок очень чувствителен к влиянию внутренних и внешних факторов. Особую роль играют взаимоотношениями со сверстниками и родителями. Акцентуации при наличии определенных условий могут стать фактором, повлиявшим на возникновение правонарушений, но также и на правильный выбор будущей профессии.

Разработана классификация, разделяющая акцентуации в зависимости от того, как они проявляются, какая черта доминирует.

  1. Истероидный. Такие подростки, как правило, активны, их можно назвать «звездами класса». Характерно участие в различных мероприятиях, наличие артистизма. Тяжело переносят, когда похвала касается не его, а других детей, излишне эмоционально отвечает на происходящее, зачастую играет на публику, нуждается в сочувствии. Не исключено возникновение плохого поведения, основная причина желание привлечь родительское внимание. Может прибегать к попыткам суицида, он не пытается умереть, а хочет избавиться от наказания или вызвать сочувствие.
  2. Эпилептоидный тип. Обидчивый подросток, может долгое время без неприязни относиться к другим людям, быть раздражительным. Характер неуступчивый и упрямый. Такой подросток может быть мстительным, думает о себе, его не интересует мнение других. Стремится быть лидером, для этого окружает себя более слабыми детьми, младше его. Такие индивиды деспотичны, удерживают свою власть, вызывая страх у окружающих. Взросление носит проблематичный характер. Сильные эмоции могут провоцировать приступы агрессии, гнева, может доходить и до садизма. Не исключено появление пристрастия к алкоголю. Во время полового созревания может сильно проявляться сексуальное влечение, что способно приводить к развитию определенных извращений. При этом такие дети дисциплинированы, к ним хорошо относятся учителя, они любят мастерить.
  3. Шизоидный. Проявление этого типа отмечаются еще в дошкольном возрасте. Такой ребенок больше любит находиться в одиночестве, играть сам с собой, чем общаться со сверстниками. Характерна замкнутость, любовь к фантазированию. Увлеченно занимается любимым делом, например, лепит из пластилина. Желание общаться с другими детьми не возникает, он не любит делиться своими переживаниями ни с кем. Не исключена вероятность развития зависимостей, в частности, наркотической, в редких случаях могут появляться противоправные действия.
  4. Циклоидный. Такие подростки жизнерадостные, ведут активный образ жизни. При этом появляются периоды, когда настроение значительно снижается, длится это пару недель. Данное время называется субдепрессивной фазой. Подростка перестают интересовать его увлечения, он не хочет общаться со сверстниками, снижается работоспособность, что приводит к проблемам в учебе. Характерно чередование повышенной активности с апатией. Не исключено развитие эмоционального срыва и даже попытки самоубийства. Такой подросток может сбежать из дома, чтоб показать свой протест.
  5. Неустойчивый. Характерно отсутствие послушания, такой ребенок не хочет учиться. Есть необходимость в строгом контроле. Страх перед наказаниями — единственный стимул, который заставляет такого отпрыска выполнять поручения и домашнее задание. Любит общаться со сверстниками. Нередко оказывается в асоциальной компании, очень восприимчив к чужому влиянию. Могут раздеваться зависимости, в том числе, наркотическая, алкогольная, склонность к воровству и бродяжничеству.
  6. Лабильный. Характерно наличие частых перепадов настроения, смех может сменяться слезами. Когда у ребенка хорошее настроение, он болтлив, желает общаться с людьми. Такие подростки с легкостью вступают в конфликты, становятся замкнутыми. Остро реагируют на критику. Такие дети способны на настоящую дружбу.
  7. Конформный. Сильно зависит от влияния других людей, часто меняет собственное мнение под их воздействием. Хочет быть «похожим на всех», боится выделиться. Любит свое окружение. Не исключено развитие пристрастий в ситуации, когда такой подросток оказывается в плохой компании. Если родители будут запрещать общаться с сомнительными личностями, столкнуться с конфликтом, ребенок даст отпор.
  8. Астено-невротический. Такие подростки имеют повышенную утомляемость, они постоянно раздражительны, переживают за свое здоровье. Существует риск развития невроза. При этом характерно наличие высокого интеллекта, сочувствия.
  9. Психастенический. Часто формируется при излишней требовательности родителей, которые возлагают на своего ребенка большие надежды в спорте или в учебе. Когда действия сына или дочери не соответствуют ожиданиям мамы или папы — это оставляет определенный отпечаток на его или ее характере. У такого подростка присутствует заниженная самооценка, его часто посещает чувство вины, он боится неудач, которые еще сильнее расстроят родителей. Характерно наличие повышенной тревожности.
  10. Гипертимный. Такие индивиды неусидчивы, веселые, у них возникают трудности с концентрацией внимания на рабочем процессе, проблемы с дисциплиной. Среди них нередко встречаются неформальные лидеры. Не терпят контроля, всегда сражаются за независимость. Постоянно приподнятое настроение иногда подталкивает на шалость. Не способны выполнять монотонную работу, которая нуждается в усидчивости. Неразборчиво относятся к выбору новых друзей. Не исключено появление противоправных поступков, развитие зависимостей под влиянием плохой компании.
  11. Сенситивный тип. У такого подростка присутствуют страхи, сверхчувствительность. Ребенок остро реагирует на насмешки сверстников, сильно переживает за результаты своих контрольных. Присутствует склонность к развитию фобий, самобичевание, повышенная слезливость. Не исключено развитие неврозов. Если неудачи преследуют такого подростка каждый день, может решиться на самоубийство.

Провоцирующие факторы

Отец что-то высказывает сыну-подростку, который закрыл уши, чтоб его не слушать

Стоит учитывать, что определенные обстоятельства могут влиять на развитие акцентуаций.

  1. Излишняя опека родителей, контроль с их стороны. Влияет на усугубление или появление сенситивной, психастенической и астенической акцентуации.
  2. Нехватка родительского внимания, их опеки. Способствует развитию истероидной, конформной или неустойчивой черт.
  3. Жесткое отношение, излишняя строгость усиливает эпилептоидный тип.
  4. Слишком высокие требования к своему ребенку провоцируют развитие психастенического типа.
  5. Отсутствие эмоциональной связи с чадом приводит к усилению или развитию сенситивного, лабильного или астенического типа.
  6. Излишние внимание к здоровью ребенка, к его хроническим заболеваниям влияет на развитие астено-невротической и истероидной акцентуации.
  7. Конфликты с ровесниками могут повести за собой формирование конформной, а также шизоидной акцентуации.

К общим факторам относят:

  • невозможность получить удовлетворение в любви, внимании или общении;
  • отсутствие таких понятий, как нормы культуры и морали;
  • наличие неправильной самооценки, развитие неполноценности;
  • отсутствие хобби, цели в жизни, стремлений;
  • генетическая предрасположенность

Диагностика

Общение психотерапевта с девочкой - подростком

Если подросток начинает у родителей вызывать тревожные мысли, необходимо проконсультироваться с психологом. Лучше всего определить наличие психопатии или акцентуации позволяет клинический метод.

Происходит опрос подростка. Специалист наблюдает за его поведением, реакциями, отдельно опрашивает родителей.

Диагностика может затянуться на продолжительный период, так как не исключено возникновения трудностей с определением состояния ребенка.

  1. Психолог интересуется самочувствием подросткам.
  2. Расспрашивает его об увлечениях.
  3. Узнает, как он относится к друзьям, какие у него отношения в семье.
  4. Вычисляет уровень самооценки.
  5. Осматривает ребенка на наличие травм, парезов, татуировок.
  6. Общаясь с родителями, специалист узнает о событиях детства пациента, выясняет, какие с ним произошли перемены, выявляет возможные причины, повлиявшие на развитие отклонений.

Как помочь

Отец обнимает сына - подростка

Если родители замечают какие-то серьезные проблемы в поведении своего ребенка, необходимо обратиться за консультацией к психологу. Однако, если поведение не вызывает излишней тревоги и есть вероятность того что получится справиться собственными силами, то можно прислушаться к следующим рекомендациям. Только важно учитывать то, какой именно тип акцентуации преобладает у подростка.

  1. Ребенка с истероидным типом нужно поощрять, хвалить, но только за настоящие достижения. Нужно ему поручить оказать помощь кому-то из сверстников, чтобы тот оказался в центре внимания.
  2. Подростку с эпилептоидным типом необходимо обеспечить душевный комфорт, снизить проявления его агрессии и раздражительности. Родители должны потребовать безоговорочного соблюдения правил, которые установлены дома. Важно, чтоб мать или отец заняли авторитетный статус в глазах своего ребенка.
  3. Если подросток имеет шизоидный тип, то желательно отправить его в театральную студию. Так ребенок научиться проявлять эмоции, вовлекая свою мимику. Также такого малыша можно отдать на танцы, или единоборство — любые виды, где тренируют пластичность. Важно стимулировать нахождение в центре внимания. Например, поручите ему развлекать младшего брата или маленьких детей во дворе. Важно, чтобы он научился говорить эмоционально и громко. Нужно позаботиться о развитии чувства стиля, чтобы подросток научился заботиться о своей внешности, следил за проявлениями моды.
  4. С подростком циклонного типа нужно быть максимально тактичным, особенно, если в данный момент у него субдепрессивная фаза. Важно такого ребенка оберегать от эмоциональных нагрузок. Не оскорблять его, не допускать грубых высказываний, помнить о том, что данное поведение может спровоцировать нервный срыв. Когда ребенок находится в хорошем настроении, нужно научить направлять его энергию в правильное русло. Важно оказывать поддержку в его начинаниях, учить доводить все дела до конца. В моменты субдепрессивной фазы повышать его самооценку.
  5. Если у Вашего чада неустойчивый тип акцентуации, то нужно позаботиться о наличии строгого контроля. Поручайте ему задания, следите за тем, чтобы он их выполнял правильно и в срок. Можно обратиться к методу «кнута и пряника». Например, за непослушание или невыполненное задание должен возлагаться какой-то штраф, а за качественную работу — бонусы. Такому ребенку также важно заниматься каким-то активным спортом, который позволит избавиться от излишней энергии.
  6. Если подросток с лабильным типом, нужно проявлять свою открытость в общении и сочувствие к нему. Важно, чтоб ребенок понимал, что Вы разделяете его чувства. Позвольте ему опекать кого-то в семье, кого-то, кто является более слабым. Нужно посоветовать ребенку расширять его круг общения, общаться с детьми вне школы.
  7. Если у Вашего подростка конформный тип акцентуации, то нужно предложить, чтобы он принял решение независимо от мнения других людей. Желательно, чтоб ребенок крутился не в одном коллективе, а общался с людьми из различных сфер, например, с одноклассниками, с ребятами из спортивной секции, с детьми со двора. Важно найти авторитетную личность, которая бы стала примером для подражания Вашего сына или дочери.
  8. Если имеет место астено-невротический тип, то необходимо не реагировать на вспышки гнева подростка, хвалить его даже за малейшие достижения. Это позволит мотивировать ребенка, поощряйте занятия спортом.
  9. Подростка с психастеническим типом нужно научить моделировать ситуации, которые его пугают. Потом разбирать, как он станет действовать, чтобы найти правильное решение. Нужно научить ребенка конструктивно подходить к любой проблеме, продумывать, как поступить, какие действия позволят избежать повтора случившегося.
  10. Если имеет место гипертимный тип, то такого сына или дочку необходимо приучить к самоорганизации и дисциплине. Недопустимо прибегать к тотальному контролю. Можно посоветовать ребенку, чтоб он завел дневник, в котором бы планировал свои задачи на следующий день, контролировал их выполнение. Разрешите подростку самому придумывать, какое наказание будет его ожидать, если он перестанет доводить свои дела до конца. Приучайте к тому, чтоб ребенок поддерживал порядок на своем рабочем столе и в комнате.
  11. Подростку с сенситивным типом нужно повышать самооценку, избавляться от неуверенности. Поручайте ему задачи, которые не слишком легкие, но в то же время позволят ощутить то, что он с ними справляется. Важно почаще общаться с таким ребенком, установить с ним контакт. Не забывайте благодарить и хвалить ребенка за хорошие поступки, за его победы. Желательно избавиться от критики в его сторону, ни в коем случае не навешивать ярлыки. Приучите ребенка к аутотренингу, чтоб он убеждал себя в том, что чувствует себя уверенно и спокойно.

Теперь Вы знаете, что такое подростковые акцентуации. Как видите, данное состояние может возникать в этом возрасте и сохраняться с человеком на протяжении всей его жизни. Если приходит осознание того, что подобное явление мешает нормальному процессу жизнедеятельности, влияет на поведение подростка, необходимо заняться коррекцией, иногда нелишне обратиться к опытному специалисту.

Ссылка на основную публикацию